Металлурги: неконтролируемый рост ж\д тарифов добьет ГМК Украины

Возможное повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января 2016 года – сейчас одна из «болевых точек» отечественных промышленников. Против повышения выступили профильные ассоциации химиков, металлургов, строителей, аграриев. Характерно, что у руководства Министерства инфраструктуры, запланировавшего рост тарифов суммарно на 32%, практически нет союзников даже среди коллег по Кабмину.

Министерство экономического развития считает, что повышение не отвечает прогнозному увеличению индекса цен на промышленную продукцию. В Минрегионбуде уверены, что настолько резкий скачок ж\д тарифов затормозит украинскую экономику, которая начала показывать первые признаки роста. В Минэнрего также предостерегают от необоснованно стремительного роста, чреватого серьезными проблемами в угольной отрасли и тепловой генерации.

Наиболее радикальную позицию заняло МинАПК, потребовавшее у Мининфраструктуры отказаться от своих планов, так как Украина рискует утратить рынки сбыта для своего зерна и другой аграрной продукции. Действительно ли резкое повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге нанесет настолько тяжелый удар по отечественной экономике, лишив страну значительной доли валютной выручки.

Об этом LB.ua спросили руководителей двух крупнейших предприятий - генерального директора Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Группы «Метинвест» Юрия Зинченко, а также главу ПАО «Авдеевский коксохимический завод» Мусу Магомедова.

Насколько критичным является для предприятий металлургической отрасли запланированное МИУ повышение тарифов на грузовые ж\д перевозки в 2016 году?

Зинченко: Группе «Метинвест», к которой относится наше предприятие, придется увеличить издержки на $80 млн. Для нашего комбината дополнительные расходы составят $25 млн.

Магомедов: АКХЗ потеряет порядка $6 млн. На фоне общего убытка ($166 млн в 1 полугодии 2015 года) потери еще порядка $80 безусловно станут критичным для «Метинвеста».

Насколько вырастет себестоимость продукции? Смогут ли ваши предприятия в новых условиях продолжать конкурировать на международных рынках?

Зинченко: Предлагаемая министерством индексация ж/д тарифов приведет к увеличению себестоимости нашей металлопродукции в среднем на $7/т. В текущих рыночных условиях такая значительная индексация приведет к потере целого ряда низкомаржинальных рынков, таких как Персидский Залив, Ближний Восток, Северная Африка и Турция, на которых мы вынуждены конкурировать с производителями из РФ и Китая. Это означает снижение производства на 25% от запланированного на 2016 год уровня и практически безвозвратную в текущих условиях потерю рынков.

Магомедов: себестоимость кокса вырастет на $2,5/т. Повышение ж/д тарифов обернется снижением производства чугуна потребителями нашей продукции (кокса) – металлургическими предприятиями. Вероятность такого сценария в 2016 году, особенно с учетом инициатив по повышению стоимости услуг природных монополий, достаточно высока.

Имеют ли предприятия возможность отказаться от услуг железной дороги, перенаправить часть грузов на автомобильный или речной транспорт?

Зинченко: Такие возможности есть, но они весьма ограничены в применении, так как потоки сырья на а/м транспорт мы переключить не сможем. Однако, как вам наверняка известно, ранее значительная часть металлопродукции ММК Ильича отгружалась в порт именно автомобильным транспортом. Потом нами совместно с УЗ и городскими властями было найдено компромиссное решение, в результате которого УЗ понизила тарифы до уровня, который позволил частично нивелировать увеличение затрат комбинатов из-за отказа от автоперевозок. В результате УЗ получила значительный прирост грузопотока и доходов, а местные власти решили вопрос разгрузки городских автомобильных дорог. Кроме того, у нас есть возможность использовать для отгрузки нашей продукции мощности порта комбината «Азовсталь».

Если руководство МИУ и УЗ будет продолжать практику скачкообразного увеличения ж/д тарифов, мы вынуждены будем рассматривать все возможные варианты повышения конкурентоспособности нашей металлопродукции и сохранения объемов производства, в т.ч. за счет использования альтернативных видов транспорта.

Магомедов: Перейти на другие виду транспорта возможности практически нет, поскольку основными грузами, которые принимает/отправляет коксохимический завод, являются уголь и кокс, которые безальтернативно завязаны на ж/д.

Вызовет ли падение спроса на продукцию украинских предприятий (в результате роста тарифа на грузовые ж/д перевозки) снижение объемов производства и, как следствие, сокращение части сотрудников?

Зинченко: Последние новости о сокращении 1,7 тыс. сотрудников «Донецкстали», а также переводе оставшихся 4,2 тыс. на однодневную рабочую неделю подтверждают эти опасения. Мы изо всех сил будем стараться сохранить текущий уровень занятости, даже в случае снижения объемов производства, однако мы не можем гарантировать, что наши поставщики и подрядчики, объемы производства которых также сократятся, будут сохранять рабочие места. А это тысячи, если не десятки тысяч сотрудников, львиная доля которых оформлена официально и является плательщиками налогов в бюджет Украины.

Как сокращение или закрытие производства, рост числа безработных, отразится на социально-экономической ситуации?

Зинченко: ММК им. Ильича и «Азовсталь» являются градообразующими предприятиями для Мариуполя. Уровень загрузки их мощностей непосредственно влияет на все сферы жизнедеятельности города (энергетика, автомобильные и ж/д перевозки, морской порт, строительные и машиностроительные предприятия).

Магомедов: АКХЗ является градообразующим предприятием для Авдеевки – на работе завода завязано городское отопление и горячая вода, он активно участвует в восстановлении инфраструктуры пострадавшей после военных действий инфраструктуры города.

Возможен ли компромисс между отраслью и министерством?

Мы постараемся донести нашу позицию КМУ, профильному министерству и «Укрзализныце» максимально аргументировано, и мы уверены, что здравый смысл победит, государство нас услышит и не станет усугублять и без того критическую ситуацию в отечественном ГМК. Мы до последней возможности будем делать все для поддержания стабильности в городах, где расположені предприятия «Метинвеста»» – в сложившихся условиях никто не заинтересован в в повышении социальной напряженности: все усилия должны быть направлены на повышение конкурентоспособности и удержание объемов производства.

Магомедов: Если вы посмотрите отчеты «Укрзализныци», то увидите, что более 85% доходов госмонополия получает именно от грузовых перевозок, и все убытки от осуществления пассажирских перевозок (около 7,5 млрд грн в 2015 году) покрываются именно за их счет. Также мы постоянно слышим о коррупционных скандалах (правда, в последнее время чуть меньше) в госмонополии.

Принимая также во внимание абсолютную непрозрачность «Укрзализныци», насколько корректно говорить о том, что она кого-то дотирует? С 2011 года объемы грузовых ж/д перевозок сокращаются, а бремя возрастающих расходов чиновники пытаются переложить на оставшуюся грузовую базу. Но если у нас такие низкие тарифы, то почему объемы перевозок сокращаются? Стоит задуматься – возможно, что-то не так в логике чиновников? Возможно, не они дотируют промышленность, а промышленность платит посильный в текущих условиях тариф?

Резкие изменения тарифных условий приведут к убыточности целых отраслей, предприятия закроются, грузов станет меньше, и УЗ снова будет инициировать повышение тарифов. Это порочный круг, выйти из которого нам будет очень сложно. Экономика Украины войдет в длительную рецессию. Заявления государственных чиновников о необходимости пересмотра бизнес-модели являются очень недальновидными и поверхностными, ряд отраслей технологически завязаны на ж/д перевозки (энергетика, коксохимия, горнодобывающая отрасль). Эти отрасли не могут позволить себе переключиться на автотранспорт, как не могут они, например, переключиться на производство телевизоров или мобильных телефонов.

Кроме того, следует учитывать, что 80% произведенной металлопродукции и половина произведенного ЖРС отгружаются на экспорт, чего нет ни в одной из стран, с которыми сравнивают тарифы эксперты из УЗ и МИУ. Станем неконкурентоспособными по затратам – будем вынуждены сокращать производство. А за ним стоят сотни тысяч рабочих мест. И я убежден, что нам совместно нужно думать, как их сохранить.

.

АКХЗ,Магомедов,Зинченко,железнодорожныеперевозки
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Страстная неделя проходит накануне Пасхи и является последней неделей Великого поста. В этот период верующие стараются избегать малейших послаблений: в эти дни пост держится наиболее строго и рекомендуется посещать службы в храме. Страстная неделя является особенной для христиан, ведь она готовит их к главному празднику, а постящихся также ожидает разговение — прием скоромной пищи. За эту неделю более строгие правила поста помогаю организму подготовить пищ...
Происшествия
Сегодня около 17.20 в Авдеевское отделение полиции позвонил неизвестный, который сообщил, что общеобразовательная школа № 7 заминирована. На место происшествия немедленно выехала следственно-оперативная группа полиции, сотрудники ГСЧС, взрывотехники и кинологи. Уже через полчаса специалисты выяснили - опасности нет. А заявитель - 31-летний местный житель. Правонарушитель в содеянном сознался. По данному факту возбуждено уголовное производство по ч. 1 ст. 2...
Происшествия
Как сообщалось ранее, вчера около 10.30 в Авдеевский отделения полиции поступило сообщение от сотрудников ГСЧС  о том, что неизвестные распылили газовый баллончик в помещении школы. В ходе проведения следственных действий правоохранители установили, что 16-летний ученик принес в школу баллончик с перечным газом. Во время урока вместе с друзьями он пошел в помещение школьного туалета, расположенного на 4 этаже, где несколько раз нажал на клапан баллона. Шко...
Политика
Накануне второго тура президентских выборов, в субботу, 20 апреля, в Украине объявлен день тишины – в этот день запрещена любая агитация.   Согласно закону Украины о выборах президента Украины, за сутки до голосования запрещается публикация и распространение какой-либо политической рекламы. Также запрещаются агитация, встречи кандидатов с избирателями, дебаты, пресс-конференции и круглые столы по предвыборным программам кандидатов.   В этот день СМИ не мог...
Культура
19 квітня в музичній школі Авдіївської міської ради відбулася лекція, присвячена відомому німецькому композитору та диригенту – Джеймсу Ласту, автору дивовижних мелодій, хітів та аранжувань. «Його славнозвісний оркестр складався з професійних виконавців різних національностей. Критики називали Ласта естетом, володарем витонченого смаку та неповторного стилю, а також «Караяном для простих людей», - розказала педагог Вікторія Ганюшкіна. Юні лектори – Колосо...
Бизнес
Уникальность программы “Vision Zero” состоит в том, что она пошагово снижает риск получить травму на рабочем месте. Первый шаг к принятию соответствующей программы “Vision Zero” сделал ряд крупных компаний, в том числе “Метинвест”, Pepsico и другие. По словам генерального директора “Метинвеста” Юрия Рыженкова, получившего награду от руководства “Vision Zero”, его компания не только развивает собственные предприятия, но и создает условия для комфортной, без...
Аналитика
Сегодня гендиректор АКХЗ Муса Магомедов лично протестировал новенький автобус БОГДАН А22112 перед выходом на маршрут. Пассажирами пробного рейса стали руководитель ВГА Павел Малыхин и его первый заместитель Владимир Рекшинский.   Как сообщалось ранее, на приобретение нового автобуса для Авдеевки Метинвест направил 2,2 млн грн. Это уже третий автобус подаренный городу Авдеевским коксохимическим заводом. Муса Магомедов: «За три года – это уже седьмой, только...
Происшествия
19 апреля в авдеевской школе №7 произошло ЧП. Неизвестные распылили в здании учебного заведения содержимое газового балончика (предположительно перцового) для самозащиты перед началом перемены. Как сообщил главный полицейский Авдеевки Андрей Епур, силами педколлектива дети и сотрудники школы были оперативно эвакуированы. На место происшествия сразу приехали полиция, спасатели и медики, которые оказали помощь надышавшимся газом школьникам. На месте работает...
Власть
12 окружних виборчих комісій в Донецькій області перебувають під охороною поліції з початку першого етапу виборів. Завтра, 19 квітня, співробітники поліції візьмуть під охорону всі виборчі дільниці. На дільницях цілодобово чергуватимуть більше 2400 співробітників поліції. Поліцейські забезпечуватимуть збереження виборчих бюлетенів, фіксуватимуть та припинятимуть усі порушення під час виборів. З початку виборчої кампанії до поліції Донеччини надійшло 763 по...
Новости по теме
"Метинвест" первая в Украине внедряет международную программу охраны труда
Метинвест в полтора раза увеличил выплату налогов и сборов – до 22,2 млрд грн
На улучшение рабочего быта авдеевских коксохимиков Метинвест направил 7 млн грн (ФОТО)
Авдеевский коксохим направил на развитие образования в прифронтовом городе более 6 млн грн
АВДЕЕВСКИЙ КОКСОХИМ ИНВЕСТИРУЕТ В ЭКОМОДЕРНИЗАЦИЮ СМОЛОПЕРЕГОННОГО ЦЕХА
Глава Донетчины Александр Куць проинспектировал новое отделение неврологии в авдеевской больнице (ВИДЕО)
АКХЗ ВОССТАНОВИЛ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Гендиректор АКХЗ подвёл итоги Программы социального партнёрства – 2018 (ФОТО)
Рефинансирование долговой задолженности «Метинвеста» стало сделкой года по выпуску облигаций
Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений