«Девальвация гривни — красивый миф о том, что металлурги хорошо заработают», — Юрий Рыженков

Юрий Рыженков, генеральный директор ООО "Метинвест-Холдинг" рассказал "Капиталу" о глобальных проблемах металлургии в целом и его компании, в частности. Например, о том, кто и что мешает работать предприятиям "Метинвеста", расположенным на оккупированной территории.

- Удается ли вам сегодня сохранять контроль над предприятиями, которые находятся в зоне боевых действий, их снабжением, финансированием?

- Наши предприятия с обеих сторон Донбасса ощущают последствия военных действий. Причем наиболее пострадавшее - Авдеевский коксохим - находится на территории, контролируемой украинскими войсками, но при этом постоянно обстреливается, так как расположен на линии огня. Но сложность нынешней ситуации больше определяет политика, чем военные действия. Яркий пример тому - Енакиевский метзавод (ЕМЗ): на несколько месяцев он был остановлен, в ноябре возобновил работу и сейчас загружен на 60-70 %. Проблема недозагрузки его мощностей связана со снабжением завода сырьем. Дело в том, что наших поставщиков, которые везут ферросплавы и огнеупоры из Днепропетровска, Запорожья и Никополя, периодически останавливают на пропускных пунктах. Также существуют проблемы с выплатой зарплаты, так как банковская система в зоне АТО не работает. Сегодня мы перевели все счета наших сотрудников в киевские филиалы банков, соответственно, все они могут получать зарплату только в Киеве. А это весьма проблематично для работников того же ЕМЗ. И теперь завод, который работает по законам Украины, налоги платит в казну этой страны, в результате ряда политических решений может остановиться.

- О каких решениях речь?

- В частности, об ограничениях в банковской системе, разрешающих работать в зоне АТО только "Ощадбанку". Теперь и он не работает.

- А в общем? Можете назвать действия чиновников, направленные непосредственно в адрес завода, холдинга?

- Никаких эксклюзивных решений по отношению к нашим активам нет ни с украинской стороны, ни со стороны боевиков. В целом решения, которые принимаются относительно Донбасса, существенно давят на предприятия, находящиеся на этой территории.

- Что-то наподобие инициативы отделить железные дороги Украины от ЛНР и ДНР?

- Да, но, к счастью, это решение удалось приостановить, хотя проблема не решена. Подобное разделение чревато разрывом хозяйственных связей многих предприятий, которые в результате будут вынуждены остановиться. Мы сейчас пытаемся донести до нашего правительства тезис о том, что остановка работы предприятий Донбасса приведет к негативным последствиям для всей Украины. Остановка, например, упомянутого уже ЕМЗ автоматически снизит загрузку нескольких десятков поставщиков сырья, товаров и услуг в других регионах страны. В результате решение разделить железную дорогу на украинскую и неукраинскую может оказаться политически верным в нынешней ситуации, но экономически - ошибочным. Пока нам путем диалога с государством удается удерживать принятие этого решения.

- Как?

- Мы поставляем дизельное топливо для доставки грузов в регион АТО и вывоза из него нашей продукции.

— А как удается сохранять контроль непосредственно над предприятиями, находящимися в зоне АТО: в Макеевке, Енакиево, Харцызске? 

- Харцызский завод тоже некоторое время простаивал, но уже возобновил работу, вернувшись на нормальную для последних несколько лет загрузку мощностей. По году предприятие произведет около 300 тыс. т труб. С точки зрения контроля, у нас не было никаких изменений, хотя попытки повлиять на работу завода были. Но больше проблем, повторюсь, с доставкой сырья на заводы.

- Кто создает эти проблемы?

- Они создаются с обеих сторон. К сожалению, я не могу сказать, что украинская сторона бросает все силы на поддержку предприятий, чтобы они работали. Это не так...

- В чем это проявляется?

- Останавливали наши фуры с ферросплавами, пытаясь развернуть их обратно. Мы выходили на высший уровень руководства страны (Минобороны, Нацгвардию) с просьбой, чтобы их пропустили. В результате их пропускали.

- Ради нескольких грузовиков доходили до министра обороны?

- Увы, такие прецеденты есть. Представители добровольческих батальонов, которые непонятно кому подчиняются, останавливают наш транспорт, говорят: мы не хотим поддерживать сепаратистов Им объясняют, что груз идет на завод, который платит налоги в Украину, что блокирование поставок сырья может привести к остановке завода, что будет плачевно отражаться на экономике Украины. По месту, в казну региона, наши предприятия на территории АТО ничего не платят, все налоги идут в Киев.

- А власти этих регионов требуют платить налоги в "свою казну"?

- Пытаются. Пока мы отвечаем отказом.

- Пока?

- Пока мы ждем какого-либо решения украинских властей. По Крыму решение приняли, сделав полуостров свободной зоной (правда, неизвестно, как это работает). Какое-то решение нужно принимать и по Донбассу.

- Откуда завозите коксующийся уголь? Есть проблемы с поставками?

- Проблемы есть. Основная - блокирование завоза коксующихся углей из России со стороны Российских железных дорог. На днях мы нашли взаимопонимание, и этот уголь нам поставят. К тому же мы хотим теснее сотрудничать с украинскими предприятиями, в том числе и теми, которые находятся на временно оккупированных территориях.

- А как тогда вы расцениваете заявление Генпрокурора о том, что покупка углей на оккупированных территориях приравнивается чуть ли не к "измене родине"?

- Мы покупаем уголь у украинских предприятий, которые платят налоги в Украине. Если кто-то решит, что это неправильно, тогда пусть он разделит все предприятия на тех, у кого можно и тех, у кого нельзя покупать. Кстати, была попытка узаконить подобное разделение, но пока на законодательном уровне оно не действует. И мы пока не отказываемся от работы с украинскими предприятиями, так как считаем, что все они - субъекты украинского законодательства, работающие в правовом поле нашей страны. К таким относится и наш "Краснодонуголь", который находится на территории так называемой Луганской народной республики.

- Проблемы с тамошними властями есть?

- Проблемы есть с вывозом углей, потому что логистика не работает.

около $ 3 млрд составляют долги "Метинвеста"

- Недозагрузка предприятий обусловлена лишь внутриукраинскими проблемами или есть ограничения со стороны внешних рынков?

- Исключительно внутриукраинскими.

- То есть на внешних рынках со сбытом готовой продукции и полуфабрикатов вы не испытываете проблем?

- Продукцию всегда можно продать. Да, есть проблемы с рынком России. Собственно, у российских металлургов как раз другая ситуация: у них практически все затраты в рублях, поэтому девальвация для них - благо. Стоимость металлопродукции на российском рынке в связи с девальвацией рубля очень быстро снижается, что делает невыгодными украинские поставки на этот рынок. Нам гораздо интереснее отгрузить металл в Европу и на дальневосточный рынок, чем в Россию. В нынешнем году объемы продаж "Метинвеста" на российский рынок уменьшатся на 30 %.

- Девальвация российского рубля - относительно недавнее событие...

- Основные проблемы на российском рынке из-за девальвации возникли еще в первом полугодии 2014 г. Дело в том, что когда девальвация "ползучая", она дает преимущество внутренним производителям и отталкивает от рынка импортеров. А когда девальвация происходит обвалами, она для всех плоха.

- Только девальвация российского рубля мешает вам работать на этом рынке или есть и другие ограничения, в том числе негласные?

- Нет, политических ограничений нет, только экономика: та же девальвация рубля и санкционные ограничения для российской продукции на мировых рынках. Российским металлургам приходится перенаправлять объемы, вытесненные, например, из США, на свой рынок. Таким образом, значительные объемы российского металла оказывают давление на украинский и вообще на весь импорт.

- А засилье китайского проката не является проблемой для мирового рынка?

- Это также проблема. Но не на тех рынках, которые для нас являются ключевыми. Там мы имеем конкурентное преимущество не только в цене, но и в логистике, и в скорости доставки. В частности, это рынок Средиземноморского и Черноморского бассейнов, куда поставляется продукция "Азовстали", Мариупольского МК им. Ильича (они находятся фактически в Мариупольском порту на Азовском море) и "Запорожстали" (расположена на Днепре). Для европейского клиента "Азовсталь", например, может доставить лист в течение недели, тогда как наши конкуренты - за полтора-два месяца.

- В то же время турки (даже не знаю, к какому из озвученных бассейнов их отнести) значительно нарастили свои листовые мощности...

- Турки для нас еще и клиенты, правда, в сегменте полуфабрикатов. У них развита в основном электрометаллургия, которая хорошо работает, когда цена на лом низкая. Как только цена на лом растет быстрее или падает медленнее (что мы наблюдали в нынешнем году), чем цена на руду, то электросталеплавильные мощности останавливаются, а работают только прокатные.

- А девальвация гривни не способствовала улучшению прибыльности экспортных продаж?

- На самом деле девальвация гривни - красивый миф о том, что металлурги хорошо заработают. Большая часть наших затрат так или иначе привязана к валюте, и через достаточно короткий промежуток времени (3-5 месяцев) цены на сырье или энергоносители всегда догоняют уровень девальвации. А многие затраты вообще растут опережающими темпами. Например, на дизтопливо или бензин. То же происходит и с ферросплавами и металлоломом. А учитывая, что ломовики пытаются работать на очень коротких периодах отсрочки платежа или вообще по предоплате, то, по большому счету, они закладывают в текущие цены курсовую разницу. Получается, что львиная доля наших затрат либо уже в долларах, либо очень быстро догоняет курс. Цены на энергоносители также привязаны к курсу валюты. Учитывая все это, девальвация гривни для металлургов не является таким уж хорошим фактором, как может показаться на первый взгляд. Это всегда шок и всегда проблемы.

- Девальвация гривни позволяет конкурировать на мировых рынках сбыта с китайцами и россиянами?

- Если бы мы сегодня могли загрузить наши мощности на 100 %, как планировали, мы бы спокойно конкурировали и без девальвации.

- Как вы выполняли заказы во время остановки и снижения загрузки мощностей?

- Мы выделили всех наших ключевых клиентов и старались выполнить их заказы в срок. Вплоть до того, что закупали недостающие объемы металлопродукции на стороне. Постоянно контактировали и вели переговоры, чтобы понять приоритеты наших клиентов. В целом мы смогли пройти этот период без серьезных срывов контрактов.

- А что касается срывов финансовых договоренностей? Полный объем от $ 500 млн еврооблигаций вы так и не смогли реструктуризировать...

- Если откровенно, никто и не рассчитывал, что мы все $ 500 млн реструктуризируем. То, что мы фактически 80 % долга переложили в другой инструмент, более отсроченный и более "спокойный" для компании, - это успех. Есть два варианта реструктуризации обязательств по еврооблигациям: первый, когда мы уговариваем 75 % бондхолдеров перейти на другие условия погашения, а после их согласия остальные 25 % насильно загоняются в эти рамки. Мы осознанно этим путем не пошли, предпочитая использовать свободный рыночный инструмент. Вышли к нашим кредиторам с новыми предложениями на добровольных условиях (кто хочет, участвует, а нет - воздерживается). И то, что в таком режиме 80 % наших кредиторов согласилось на новые условия, означает, что у нас хорошие отношения с кредиторами, интересное предложение и есть долгосрочная вера в компанию.

- А каков вообще объем обязательств компании, в том числе банковских?

- На следующий год у нас достаточно большой банковский долг в размере около $ 800 млн. Сегодня мы ведем дискуссию с банкирами относительно продления этого долга или предоставления какого-либо инструмента, который бы помог этот долг реструктуризировать. Остались $ 100 млн упомянутых еврооблигаций и около $ 100 млн займов (на покупку угольных шахт United Coal в США).

- Какой объем всего долга?

- Всего у нас около $ 3 млрд долгов. Помимо вышеназванных, которые мы должны погасить в следующем году, есть еврооблигации с погашением в 2018 г. в размере $ 750 млн, отсроченные еврооблигации на $ 300 млн с погашением в 2015-16 гг. и другие долги. Сказать, что у нас хороший долгосрочный портфель, к сожалению, мы не можем.

- А что из активов в залоге?

- Все финансирование беззалоговое, за исключением торговых линий, где залог - это выручка от продаж потребителям.

- Есть опасность, что потребуют досрочного погашения этих долгов?

- Пока нет, но понятно, что ситуация у всех нервная. Мы пытаемся успокоить наших кредиторов. Наш основной аргумент - с точки зрения экономики и сути компании мы имеем долгосрочную перспективу, в чем и убеждаем всех наших кредиторов. Непростые времена следует пройти вместе, и позитив от этого будет больший по сравнению с тем, если все резко потребуют досрочного возврата кредитов. Пока нас слышат. Надеемся, что будут слышать и дальше.

Капитал
Юрий Рыженков Метинвест
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
39 просмотров в сентябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Актуально
В НКРЭКУ сообщили о необходимости срочного повышения тарифа на электроэнергию для населения Об этом сегодня, 20 сентября, сообщил член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Коваленко. По его словам, тариф для населения на сегодня покрывает только 50% стоимости электроэнергии. Он заявил, что решить этот вопрос можно только повышением тарифа и одновременным введением дейс...
Культура
В пятницу, 28 сентября,  в 14.00 на площади ДКТиС АКХЗ состоится масштабное арт-событие – фестиваль «З країни в Україну». Книжный магазин под открытым небом - такова концепция фестиваля в Авдеевке. Направления феста будут ассоциироваться с литературными жанрами, каждая локация будет наполнена определённой художественной составляющей. Гостей меропиятия ждет насыщенная программа и разнообразные локации. Вот некоторые из них:   ·         детская зона -  игры...
Спорт
Генеральный директор Авдеевского коксохимического завода  Муса Магомедов  поздравил всех участников и жителей Авдеевки, которые имеют возможность заниматься теннисом совершенно бесплатно с замечательными результатами и растущим мастерством. Также Муса Сергоевич анонсировал  к концу октября появление второго современного корта. Подробнее в видео Метинвест Авдеевка:
Спорт
Подошел к концу насыщенный по эмоциям открытый турнир по большому теннису на Кубок гендиректора АКХЗ Мусы Магомедова.  Награждать участников и победителей по традиции решили торжественно: со словами благодарности, пожеланиями , призами, фото и , конечно же, шампанским. Так по результатам серии игр почётное третье место среди мужской половины соперников занял Вадим Григорович из города Ингулец. Вторым стал местный житель, победитель турнира 2017 года Игорь...
Новости компаний
В последнее время город Славянск на мировой арене звучал только в контексте военных действий на Донбассе. Пророссийские наемники захватили город в апреле 2014 года, с тех пор Славянск был у всех на слуху. О нем говорили по телевизору, писали в интернете и газетах, говорили в кабинетах высокопоставленных лиц. После того, как сепаратисты вместе с наемниками покинули город под натиском украинских военных, в городе наступил мир. Сегодня здесь по улицам беззабо...
Общество
22 сентября 2018 года, во Всемирный день отказа от пользования автотранспортом, жителей Авдеевки с детьми приглашают на улицу Гагарина на интересное мероприятие с разнообразными активностями. В субботу в 10:00  улицу Гагарина перекроют и она полностью будет в распоряжении горожан. Авдеевцев ждут 4 бесплатные зоны: - мастер-класс по большому теннису ; - игротека и развлекательная программа с участием волонтёров ; - езда на детских автомобилях на пульте упр...
Общество
Кандидатуры на назначение директора коммунального учреждения «Авдеевский опорная школа I-III ступеней № 2» Авдеевского городского совета были утверждены на заседании конкурсной комиссии. Комиссия в составе 6 человек во главе с председателем Владимиром Рекшинским (первым заместителем  руководителя ВГА Авдеевки)постановила допустить к конкурсу на должность директора местной опорной школы педагогов Оксану Четверякову, Ларису Гончаренко, Юлию Красик. С протоко...
Культура
Сегодня в актовом зале 5-й школы Авдеевки поздравили сотрудников ГСЧС с их профессиональным праздником - Днём спасателя Тёплые, душевные слова в сторону работников аварийно-спасательных и пожарных служб прозвучали от главы ВГА Авдеевки Павла Малыхина, его первого заместителя Владимира Рекшинского и от гендиректора АКХЗ Мусы Магомедова. Поздравления передали и от командующего ООС генерал-лейтенанта Сергея Наева. Спасателям пожелали мира, здоровья, благопол...
Спорт
Второй день турнира получился эмоционально насыщенным и полным непредвиденных моментов. Делались шуточные ставки на победителей, а местный спортсмен Александр Колесов не только повредил руку и колено, но и сломал ракетку. И , конечно же, море эмоций и позитива от самих игроков и от группы поддержки участников. В непростой борьбе  определились полуфиналисты турнира. Ими стали Вадим Григорович (Кривой Рог), Михаил Суслов (Селидово), Игорь Калинин (Авдеевка)...